ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Порядок обжалования нормативных правовых актов урегулирован главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) и главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).

1.1. Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части в порядке установленном главой 24 ГПК РФ.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта органа государственной власти Пермского края или его части подается в Пермский краевой суд.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ, то есть исковое заявление должно быть подано в суд в письменной форме, в заявлении об оспаривании нормативного правового акта или его части должны быть указаны: 1) наименование суда, в который подается заявление; 2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем; 3) наименование органа государственной власти, являющегося ответчиком, его место нахождения; 4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования; 5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; 6) перечень прилагаемых к заявлению документов.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части должно содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью. Заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.

К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт; копия самого заявления; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя.

1.2. Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 23 АПК РФ. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим имеют граждане, организации и иные лица, если они полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта органа государственной власти Пермского края, затрагивающего права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, подается в Арбитражный суд Пермского края и должно соответствовать требованиям статьи 193 АПК РФ.

Обращаясь с заявлением в арбитражный суд, заявитель обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии заявлений и прилагаемых к нему документов заказным письмом с уведомлением о вручении. К заявлению должны быть приложены уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие такое направление. Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное.